Бухгалтерский учет и налоги
Портал информационной
поддержки ведения бухучета
в малом бизнесе

Расширенный поиск
ГлавнаяО проектеРекламаКонтактыГорячая линияРассылка
НОВОСТИВСЕГО 14855
10-04-2024 Регистрация в ОЭЗ - пошаговое руководство для стартапов и предприятий
Возможность создать бизнес на льготных условиях всегда привлекала предпринимателей. Безусловно, участие в Особой экономической зоне (ОЭЗ) открывает широкие перспективы для развития... »

03-04-2024 Бухгалтерский аутсорсинг: ключ к оптимизации бизнес-процессов
Рациональный подход к управлению финансами компании рождается из грамотного планирования и ответственности. Каждая организация нуждается в правильном ведении бухгалтерского учета, но не всегда... »

21-03-2024 Услуги для клиентов складских комплексов
Хозяева квартир не всегда желают размещать вещи в системах хранения, чтобы их не загромождать, а принимают решение воспользоваться услугами складских комплексов. Один из них разместился по адресу... »

[Все новости]
ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
 17-04-2024 РЭО предложил освободить бизнес от НДС за сдачу продуктов малоимущим Российский экологический оператор предложил отменить налоги для предпринимателей, которые отдают продукты с истекшим сроком... »
17-04-2024 В Правительстве одобрили пакет законопроектов о фудшеринге Проект положительного заключения правительства на пакет законопроектов о введении в РФ механизма фудшеринга подготовлен и... »
15-04-2024 Основной вид экономической деятельности: как подтвердить Организации ежегодно должны подтверждать основной вид экономической деятельности. Сведения нужны, чтобы Социальный фонд... »
[Все пресс-релизы] Добавить
КАЛЬКУЛЯТОРЫ
КАДРЫ
Вакансии
Резюме
Нет ни одной записи!Нет ни одной записи!
[Поиск работы]
[Добавить вакансии]
[Поиск сотрудников]
[Добавить резюме]
[Профессиональные тесты]
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Уплата и возврат налогов. Новые правила
Вверх / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /

Новое в уплате налога

С 2007 года споров об уплате не станет меньше. Статья 45, регулирующая этот вопрос, изменена, но незначительно. Основных корректировок четыре.

Первое — указано, что статья распространяется не только на налоги и сборы, а еще и на авансовые платежи налогов, пени и штрафы. Это хорошее новшество. Официально закреплено — эти платежи считаются исполненными, как только налогоплательщик сдал платежку в банк и на счете достаточно средств.

Второе — когда плательщик неверно привел номер счета в казначействе и банк получателя, налог не считается уплаченным. Правда, это относится только к случаям, когда ошибка стала причиной непоступления денег в бюджет. Может быть и такое, что ошибка незначительна (скажем, неверно указан КБК, но банк все­таки перевел деньги). Тогда налогоплательщику лучше уточнить у инспекции — куда именно зачислены деньги? Для этого ему разрешено обратиться в ИФНС с заявлением о допущенной ошибке (к нему нужно приложить платежку). Чиновники в ответ должны сообщить информацию о принадлежности платежа.

Третье — инспекция вправе запросить у кредитного учреждения копию платежки, что удобно организациям и ПБОЮЛ. Ведь если чиновники затребуют поручение, увидят его наличие (банк предоставляет документ за пять рабочих дней), то ИФНС должна вынести решение об уточнении платежки. В лицевом счете налогоплательщика она указывается проведенной днем предоставления в банк (при условии, что на счете имелись деньги). Если инспекция учла документ позже и начислила пени, то их надо сторнировать. Основанием для перерасчета будет решение налоговой, копию которого плательщик вправе получить (пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ). На всякий случай советуем взять этот документ.

Четвертое новшество важно только для бюджетников, которым открыты лицевые счета в казначействе. С них деньги могут быть взысканы лишь через суд.

Новый порядок взыскания

У коммерческой организации и ПБОЮЛ, не перечисляющей налог (пени, штраф, сбор), инспекция вправе взыскать средства с расчетного счета. Об этом говорится в статье 46 НК РФ, где с 2007 года изменены четыре срока (табл. 1). Когда не удается снять деньги, налоговики совместно с судебными приставами могут изъять другое имущество налогоплательщика, применив статью 47 НК РФ. В ней одно «срочное» изменение — принять решение об изъятии фискалы должны в течение года (ранее период не ограничивался). Он отсчитывается с того дня, как закончится срок добровольной уплаты налога, отведенный в требовании ИФНС. Еще одна поправка статьи 47 НК РФ позволит государству взыскивать любые деньги налогоплательщика, а не только наличные или находящиеся в банке. Новация странная (непонятно, где еще могут быть деньги), но главное не в этом — самых важных корректировок мы не дождались.

Налог попрежнему будет считаться уплаченным не в тот момент, когда имущество изъяли у фирмы, а когда его продали (п. 6 ст. 47 НК РФ). На реализацию даже официально отведено два месяца (п. 1 ст. 54 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ). Все это время компания как минимум числится должником.

Таблица 1
Изменение сроков, отведенных для взыскания платежей

№ п/п

Положение

Норма ст. 46 НК РФ

1

По окончании срока, отведенного для уплаты налога требованием, у чиновников есть два месяца для принятия решения о взыскании. Ранее — 60 календарных дней

п. 3

2

Приняв решение, инспекторы должны за месяц подготовить инкассовые поручения и направить их в банк. Ранее срока не было. Думаем, месяц налоговики не станут ждать — плательщик может снять деньги со счета. Платежки на списание средств будут готовиться вместе с решением о взыскании

п. 4

3

Приняв решение, инспекторы должны в течение следующих шести рабочих дней сообщить плательщику. Ранее — пяти календарных дней

п. 3

4

Не успев издать решение в срок, указанный в строке 1, инспекция может обратиться в суд. На это дано шесть месяцев (по окончании времени, отведенного для уплаты налога), но суд может увеличить этот период. Ранее был тот же срок, но лишь в пункте 12 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5

п. 3

Как максимум с нее возьмут пени. Они не начисляются при аресте активов, но лишь если из-за него организация не могла внести налог. Изъятое имущество (например, оборудование) для налогов не предназначалось. Следовательно, пени законны (пример — постановление ФАС ВСО от 14 июня 2005 г. № А19-3827/04-15-5-Ф02-2657/05-С1 по делу ОАО «Коршуновский ГОК»). На наш взгляд, арбитры забывают об одном — оборудование нужно для получения доходов, из которых перечисляются налоги.

Еще одна проблема — нет гарантий от обмана или ошибок взыскателей. С этим, к примеру, столкнулись в ОАО «Рязанская ГРЭС». У электриков в счет долгов взяли векселя и передали их на продажу в Фонд содействия развитию налоговых реформ в Рязанской области. Ценные бумаги, выданные нефтяной компанией, оценили почти в пять раз ниже номинала, но речь не об этом. Два из трех векселей фонд перевел на предприятия, которые их реализовали и исчезли вместе с деньгами. Бюджет от этих операций ничего не получил, и у ГРЭС долги не списали. Убытки ей также не компенсировали — по мнению суда, нет связи между произошедшим и действиями взыскателей (постановление ФАС ЦО от 6 октября 2004 г. № А54-4388/01-С11). От таких неприятностей плательщикам невозможно уберечься. Должник может сказать приставу о том, какое имущество лучше изымать первым (п. 5 ст. 46 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ). Но будет ли это предложение принято, зависит от чиновника и порядка изъятия активов.

Возврат налогов. Общие правила

С уплатой налогов прямо связан возврат излишне перечисленных или взысканных сумм. Он определен в статье 78 НК РФ и с 2007 года серьезно изменен, что видно из табл. 2. Еще, исправляя кодекс, законодатели указали, как исчислять возвращаемую сумму. Это переплата определенных налогов (федеральных, или региональных, или местных) за вычетом недоимки по таким же налогам, сборам и пени по ним (новшество вводится с 2008 года). Кроме того, вычитаются подлежащие взысканию штрафы за нарушение налогового законодательства (присужденные арбитражем или те, что инспекция вправе сама взыскивать).

Таблица 2
Изменения в порядок возврата излишне уплаченного налога

Изменение

Комментарий

Новая норма НК РФ

Отрицательные изменения

Ранее говорилось — излишне уплаченный налог засчитывается в счет предстоящих налоговых платежей или погашения недоимки. Теперь добавлено, что налог может засчитываться в счет будущих платежей, а также в счет долгов по пени и штрафам за налоговые правонарушения. К последним относятся только суммы, признанные судом или взыскиваемые без его решения

Возвращаемые переплаты станут меньше, поскольку будут списываться на пени и штрафы. Их уменьшение для компании почти безразлично — пени на такие долги не начисляются. Зачет в счет погашения недоимки инспекторы выполнят сами, в счет будущих платежей — только по заявлению налогоплательщика

п. 1 ст. 78

Ранее зачет излишне внесенного налога в счет будущих платежей ИФНС проводила в течение пяти дней после получения заявления налогоплательщика. Теперь — в течение десяти рабочих дней после получения заявления и(или) дня подписания акта сверки. Налогоплательщику также разрешено подать заявление о зачете переплаты в счет уже просроченных долгов

Плохо, что увеличен срок. Не радует и упоминание о сверке. В инспекции платежки разносятся с опозданием. Из-за этого не всегда удается провести сверку с первой попытки. Следовательно, зачет налога будет отложен, и на имеющийся долг начислят пени. Поэтому на сверку надо идти со своими копиями платежек и деклараций (чтобы сразу снять вопросы). Кроме того, если по вине инспекторов сверка проведена поздно, то можно через суд признать незаконным бездействие чиновников и так освободиться от пени. Но для этого нужно фиксировать отказы налоговиков от сверки, их незаконные требования и т.д.

п. 4 ст. 78

Ранее не определялось — в какой срок инспекция обязана выполнить зачет налога в счет имеющихся долгов. Теперь срок введен — десять рабочих дней со дня определения ИФНС переплаты и (или) дня подписания акта сверки и (или) решения суда

Десять дней инспекция может начислять пени на долг, что составит почти 0,4 процента от его суммы. Введение срока может только радовать, но плохо, что он отсчитывает не со дня определения переплаты, а с момента проведения сверки. Учтем, что по новому варианту пункта 3 статьи 78 НК РФ о переплате инспекция сообщает в течение десяти рабочих дней. Если сверка будет выполнена лишь по окончании этого срока, то зачет пройдет через 20 дней после выявления переплаты

п. 5 ст. 78

Неоднозначное изменение

Ранее говорилось — правила возврата и зачета применяются не только к налогам, но и к сборам и пени. Теперь эти правила распространены и на излишне уплаченный штраф

Если штраф уплачен напрасно, то ИФНС не только должна отдать деньги налогоплательщику, но и перечислить сумму процентов при позднем возврате. Это — как прямое указание на необходимость возврата излишне внесенных санкций — плюс. Минус — почему-то решено штрафы возвращать по тем правилам, что созданы для добровольно уплаченных налогов. Из-за этого уменьшается компенсация, выплачиваемая из бюджета

п. 14 ст. 78

Положительные изменения

Ранее не говорилось, что статья 78 применима к авансам. Теперь такая норма введена

Раньше возврата авансов многим предприятиям приходилось добиваться в суде. Они доказывали, что аванс — часть налога,

п. 14 ст. 78

 

нередко выигрывали, но тратили свое время. Теперь споров должно стать меньше

 

Ранее говорилось, что приняв решение о зачете, инспекция в течение двух недель сообщает о нем плательщику. Теперь чиновникам дано пять рабочих дней

Кодекс уточняет — сообщение надо передать под расписку налогоплательщику или его представителям. Еще сообщение могут отправить заказным письмом. В таких случаях оно считается полученным на седьмой день после высылки письма

п. 9 ст. 78

Ранее инспекция должна была сообщать о переплате не позднее, чем через месяц после ее обнаружения. Теперь — в течение десяти рабочих дней

Изменение теоретическое. Налоговики и месячный срок нарушали, а уж в десять дней они тем более не уложатся. Правда, теперь легче использовать ошибки чиновников, применяя советы, опубликованные в главе 11

п. 3 ст. 78

Ранее не говорилось — как начисляется сумма процентов, если день принятия решения о возврате расходится с тем, когда средства зачислены фирме. Теперь вопрос решен

Инспекция должна получить от казначейства уведомление о дне фактического возврата сумм. Если он позже даты принятия решения (типовой случай), то начисляется дополнительная компенсация. Поручение на ее уплату в течение трех рабочих дней направляется в казначейство, а оно отдает деньги налогоплательщику

п. 12 ст. 78

Нейтральные изменения

Ранее говорилось, что заявление о возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты сумм. Теперь это правило распространено и на зачет

Одинаковые сроки для возврата и зачета уже ввел Президиум ВАС РФ. Сейчас норму перенесли в НК РФ

п. 7 ст. 78

Ранее говорилось, что при переплате инспекция вправе предложить выполнить сверку расчетов. Теперь такое право дано и ИФНС, и налогоплательщику

И раньше налогоплательщик мог требовать сверку. По его инициативе инспекция должна выполнить эту процедуру, — говорится в пункте 3 Регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@

п. 3 ст. 78

Ранее говорилось, что статья 78­ применима к налогам и сборам, поступающим в государственные внебюджетные фонды. Фондам, ведущим контроль за уплатой таких сумм, давались права и обязанности налоговиков. Теперь этот пункт исключен

На наш взгляд, это прогнозируемое изменение — налог, частично зачисляемый во внебюджетные фонды (ЕСН), уже с 2001 года контролирует инспекция. Поэтому она обязана принимать решение о возврате переплат — давно говорили судьи­ (см., к примеру, постановление ФАС ПО от 27 января 2006 г. № А49-5207/2005-347А/22 по делу Сбербанка). С поправками вернуть деньги будет проще, только и всего

п. 13 ст. 78 старого кодекса

Ранее не говорилосьт — как быстро чиновники должны принять решение о возврате налога. Теперь срок определен — десять рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком заявления или оформления акта сверки

Решение о возврате — документ ИФНС, от него денег на счете предприятия сразу не прибавится. Норма полезна только если чиновники пропустят срок, а вы будете жаловаться на них в регио­нальное управление, ФНС России, прокуратуру...

п. 8 ст. 78

Некоторые новшества в возврате НДС экспортерам
(в книге мы не говорим подробно о специфике экспорта)

Налог разрешено возмещать только по окончании камеральной проверки

Фактически такая проверка и раньше была неизбежной

п. 1 ст. 176

Немного изменены сроки, введенные в статье 176 НК РФ

Новшество связано с тем, что большинство сроков теперь берутся в рабочих днях. К примеру, раньше отказав в возмещении, налоговики должны были сообщить об этом плательщику в течение 10 календарных дней. С 2007 года — пяти рабочих дней

п. 9 ст. 176

Изменен срок, по окончании которого будут начисляться проценты на невозмещенный НДС

Они будут начисляться, если компания не получила переплату через три месяца (время для «камералки») и 11 рабочих дней после сдачи отчетности

п. 10 ст. 176

Неприятное изменение, вводимое с 2008 года

Ранее указывалось — зачет производится между налогами, зачисляемыми в один бюджет. С 2008 года зачет проводится между группами налогов и пеней. То есть федеральные можно зачесть в счет федеральных и т.д. Штрафы засчитываются в счет переплаты по любым налогам

С 2008 года лучше не переплачивать налог на прибыль (как и другие межбюджетные платежи). Зачесть этот федеральный налог можно будет только в счет долга по таким же платежам, большая часть из которых зачисляется только в федеральный бюджет. Не удастся, к примеру, зачесть региональную переплату в счет уплаты регионального налога на имущество. Это два разных вида налогов. Еще из новшеств ясно — чиновники стараются упростить взыскание штрафов

п. 1 ст. 78

Как и раньше, в кодексе сказано — налог возвращают в течение одного месяца после подачи налогоплательщиком заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Думаем, чиновники добавят еще три месяца — время, отведенное для камеральной проверки. При этом они будут ссылаться на аргументы Президиума ВАС РФ, разрешившего такое увеличение срока. Правда, суд считал, что лишнее время нужно инспекции для того, чтобы «установить факт излишней уплаты». Это можно сделать, выполнив сверку расчетов с налогоплательщиком. Ее наличие, по нашему мнению, позволит требовать возврата в срок, введенный в Налоговом кодексе . Но это придется доказывать инспекторам, а то и судьям.

Возврат принудительно изъятых сумм

Новшества статьи 79 (возврат принудительно взысканных сумм) в основном повторяют статью 78 НК РФ. Остались и ранее наличествующие расхождения. Например, заявление о возврате излишне перечисленных сумм можно подавать в ИФНС, пока не окончилось три года со дня уплаты. Излишне взысканных — лишь в течение месяца, после того как плательщику стало известно о нарушении его прав (п. 3 ст. 79 НК РФ). Не успевшим приходится идти в суд, на это дано три года.

У подающего иск на признание незаконным бездействия инспекторов, отказывающихся возвращать деньги, шансов мало. Необходимо требовать возврата налога, доказывая наличие переплаты. Такой вывод следует из постановления Президиума ВАС РФ от 28 февраля 2006 г. № 11074/05 по делу ОАО «ВНП Волготанкер».

Предприятие подало иск против бездействия чиновников, не возвращающих переплату. Но спорная сумма взыскана с компании инкассовыми поручениями, то есть не по ее воле, а из-за действий ИФНС. За возвратом денег следовало обратиться в инспекцию в течение месяца. Если это время пропущено, налоговики уже не могут принимать решения. Поэтому их бездействие законно, — решил суд.

Тут два выхода. Первый — доказывать, что, когда исполнялось инкассовое поручение, в фирме еще не подозревали о его противозаконности. Следовательно, месяц надо считать не от этой даты, а от той, когда стало известно о нарушении прав. Это может быть день завершения налоговой проверки, указавшей на излишне внесенные суммы. Работники «Волготанкера» так и заявили, но суд не учел их аргумента. Подобное игнорирование бывает связано как с нехваткой доказательств (например, отсутствием записи о переплате в акте), так и с неубедительной позицией организации. Так что надежней второй выход – доказывать наличие переплаты. Если со дня ее возникновения не прошло трех лет, нет нужды обосновывать правомерность подачи заявления в арбитраж. Потребуется только аргументация к самой переплате: отчетность, платежки, акты сверки с ИФНС и т.д.

/Виткина Ю., Родионов А. "Налоговые преступления эпохи Путина. Кто они?"/

РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:
на 26.08.2023
USD94,7117+0,3110
EUR102,2586-0,2133
БВК98,1078+0,0751
Все валюты


ПОГОДА НА
Россия, Московская обл., Москва
днем
ночью

(прогноз)
Погода в России и за рубежом
КОНВЕРТОР ВАЛЮТ
Конвертор валют
ВИДЕО
Страховые взносы нанесут тяжелый ущерб МБ...
Просмотр:   видео для модема    видео для выделенной линии  
Все видеосюжеты
ВАШЕ МНЕНИЕ
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос
 
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности